http://russianchange.narod.ru   
Саввов Р.В.
Древнерусские вислые печати.


Приводится описание частной коллекции древнерусских вислых печатей домонгольского периода. По имеющимся у собирателя сведениям, печати были найдены на территориях Западной и Центральной Украины в 1990-2003 гг. В древности, это область Киевского, Владимиро-Волынского и Галичского княжеств. Все печати разбиты на типовые группы. Для каждой печати дается цветное изображение в натуральную величину, стандартное описание и комментарий, в котором обсуждается возможная атрибуция печати. Несмотря на скромное количество печатей в коллекции, большая их часть не имеет соответствия в фундаментальных работах В.Л.Янина и П.Г.Гайдукова “Актовые печати древней Руси 10-15 вв.” и представляет определенный научный интерес.
(Прим.вебмастера - для просмотра изображения печати необходимо нажать на него мышью).


№1 Печать Святополка Изяславовича, вел. кн. Киевского 1093-1113 гг.


Л.с. Изображение в полный рост архангела Михаила с жезлом в правой руке и сферой в левой. Слева:
Вокруг ободок.
О.с. Греческая надпись в три? строки:
Вокруг ободок.
 Д. 20-21 мм.М.н. Украина, Ровенская обл., Корецкий р-н, 1993 г.
Княжеская печать конца 11 в. с греческой благопожелательной надписью. Несмотря на повреждения о.с., возникшие при выдергивании шнура из канала, можно прочитать имя владельца - «миХАИл», что подтверждается патрональным изображением на л.с. архангела Михаила. Печать №37 в (1) имеет такую же надпись, но отличается погрудным изображением архангела на л.с. В.Л.Янин в (1) отнес печать №37, найденную в Старой Ладоге, к Святополку-Михаилу Изяславовичу, внуку Ярослава Мудрого, к времени его княжения в Новгороде 1078-1088 гг. Изображение на л.с. данной печати архангела Михаила в полный рост стилистически близко к такому же изображению на печати №77 типа «ДЬНЕСЛОВО», (1), которую В.Л.Янин также отнес к Святополку Изяславовичу. Таким образом, данная печать является новым вариантом печати Святополка Изяславовича.
Данная печать найдена в пределах древнего Киевского княжества, что позволяет отнести ее к киевскому периоду княжения Святополка 1093-1113 гг.


№2 Печать Мстислава Владимировича вел. князя Киевского 1125-1132 гг.


Л.с. Изображение в полный рост св. Феодора с копьем в правой руке и щитом в левой.
По сторонам:
Вокруг точечный ободок.
О.с. Древнерусская надпись в четыре строки: «Спаси господи раба своего Феодо “.
Из-за смещения матрицы нижняя часть надписи не уместилась на заготовке.
Вокруг ободок.
 Д. 21-25 мм.М.н. Украина, Житомирская обл., Новоград-Волынский р-н, 1990 г.
Княжеская печать начала 12 в. с древнерусской благопожелательной надписью. Нестандартный вариант благопожелательной надписи вместо обычной “Господи помози рабу своему.” и изображение св. Феодора на л.с., позволяет без колебаний отнести данную печать к печатям Мстислава 1 Великого, сына Владимира Мономаха, княжившего в Киеве в период наибольшего расцвета Руси (1125-1132 гг.).
Из представленных в (1) и (2) печатей Мстислава-Федора, наиболее близка по изображениям, начертанию надписи печать №119. Совпадает, даже, окончание благопожелательной надписи на «ФЕОДО». Возможно, эти печати оттиснуты одними и теми же матрицами. Большинство известных к настоящему времени печатей Мстислава, 6 из 9, найдено в Новгороде и окрестностях и, в основном, имеют стандартную благопожелательную надпись, печати №117, №118, №121. Из трех, найденных в пределах древнего Киевского княжества, включая данную печать, две имеют нестандартную надпись, печать №119, (1) и (2).
Можно предположить, что печати №117, 118, 121 Мстислав использовал во время своего княжения в Новгороде (1113-1117 гг.), а печати №119, 120 в киевский период.


№ 3 Анонимная печать начала 12 в.


Л.с. Изображение св. Стефана в полный рост с кодексом в левой руке и кадилом? в правой. По сторонам:
Вокруг ободок.
О.с. Надпись древнерусская в пять строк ”Господи помози рабоу своемоу Стефаноу”
Вокруг ободок.
 Д. 21-22 мм. М.н. Украина, Тернопольская обл., Борщовский р-н, 2001 г.
Княжеская печать с древнерусской благопожелательной надписью 1-й трети 12 в.Среди печатей представленных в (1) и (2) нет прямого соответствия. Имеется две печати с изображением св. Стефана и св. Пантелеймона на обратных сторонах, которые помещены в раздел неопределенных, №242 и №263 г. Данная печать имеет схожий стиль оформления: л.с.-фигура св. Стефана в полный рост, близкие по начертанию буквы надписи. На основе косвенных указаний в (1) высказывалось предположение о принадлежности печатей №242 и №263г к Ярополку-Стефану? Изяславовичу-Пантелеймоновичу кн. Шумскому и Бужскому, внуку Мстислава 1-го, великого кн. Киевского, которое в следующем томе (1), однако, было поставлено под сомнение.
Находка данной печати в Украине, Подолье, в непосредственной близости к месту княжения Ярополка Изяславовича, казалось бы, подтверждает выдвинутую атрибуцию. Тем не менее, имеются серьезные возражения против. Ярополк Изяславович княжил в 1157-1168 гг. В это время печати с благопожелательной надписью уже вышли из употребления. Повсеместно господствовала печать с патрональными святыми на обеих сторонах, такая, как у старшего брата Ярополка - Мстислава, который начал княжить с 1146 г., печать №214, (1). В целом, вопрос остается открытым до будущих находок подобных печатей.


№4/4а Печать Глеба Всеславовича, кн. Минского 1104—1119 гг.



Л.с. Поясное изображение св. Глеба в княжеской шапке и мученическим крестом в правой руке. По сторонам:
Вокруг точечный ободок.
О.с. Надпись древнерусская в пять строк ”Господи помози рабоу своемоу Глебови”.
Вокруг точечный ободок.
 Д. 22-23 мм.М.н. Украина, Ровенская обл., Острожский р-н, 1995 г.
Две княжеские печати великолепной сохранности с древнерусской благопожелательной надписью 1-й трети 12 в., о чем дополнительно свидетельствует открытая форма начертания буквы «В» - «ГЛЕБОRИ». Оттиснуты одними и теми же матрицами. Среди печатей, представленных в работах (1) и (2) только №332 и №333 имеют схожее поясное изображение св. Глеба, но отличаются оформлением о.с.-фигура ”Процветший крест”. Начертание надписи «ГЛЕБ» близко к печати №333, два экземпляра которой были найдены в Киеве и один в Гродно.
В (1) эта печать предположительно отнесена к печатям кн. Глеба Всеславовича, княжившего в Минске в 1104-1119 гг. Если печать №333 относится к княжеской администрации, то данная печать княжеская.


№5 Анонимная печать нач. 12 вв.


Л.с. Погрудное изображение святого.
О.с. Фрагмент надписи.
 Д. 16-18 мм. М.н. Украина, Черновицкая обл., 1998 г.
Печать с древнерусской? благопожелательной? надписью. Реконструкция надписи по фрагменту затруднительна. Если исходить из прямого соотношения осей сторон, тогда в нижней строчке ясно читается «ОУ Н». Такое сочетание букв возможно только в стандартной благопожелательной надписи:»Господи помози рабоу своемОУ Н», где «Н» -начальная буква имени владельца печати. К сожалению, такая интерпретация нижней строчки не согласуется с верхней строчкой. В стандартном случае над буквами «ОУ» нижней строчки дожны быть буквы «ОУСВ» как на рисунке печати №121в, (1).
Попытки дать иную интерпретацию, с использованием, греческих, церковных надписей, в том числе и при обратном соотношении осей, не дали удолетворительного результата.
На взгляд составителя, наиболее близка к данной печати анонимная княжеская печать с благопожелательной надписью с именем Иван №121в, (1), (см. рис.), на которой имеется погрудное изображение св. Иоанна Предтечи, а в благопожелательной надписи имя владельца также начинается с буквы «Н».


№6 Анонимная печать нач. 12 вв.


Л.с. Погрудное изображение апостола Петра; правая рука в благославляющем жесте, в левой руке крест. Надпись справа - налево; буква „Є” в зеркальном отображении. По сторонам:
Вокруг точечный ободок.
О.с. Погрудное изображение св. Василия Кесарийского в святительских ризах; в левой руке кодекс. Буква „В” в зеркальном отображении. По сторонам:
Вокруг точечный ободок.
Обратное соотношение осей.
 Д. 20-21 мм.М.н. Украина, Тернопольская обл., Борщовский р-н, 2000 г.
Княжеская печать начала 12 в. типа патрональные святые на обеих сторонах. Соответствия в (1) и (2) не найдено. Из древнерусских источников крестильное имя Петр для князей 11 и 12 вв. известно только для Ярополка-Петра-Гавриила Изяславовича-Дмитриевича кн. Владимиро-Волынского (ум.1086 г.). Это его второе крестильное католическое имя, полученное во время вынужденной европейской эмиграции. Крестильное имя Петр косвенным путем было определено также для Святополка-Петра Владимировича-Васильевича, вел. кн. Киевского (1015-1019). Среди них и их сыновей нужно искать владельца печати.
Было бы соблазнительно отнести данную печать с совпадающим сочетанием патрональных святых Петр-Василий к печатям Святополка Окаянного, но совокупность признаков не позволяет ее отнести к столь раннему периоду. Все известные печати начала 11 в., в том числе и печать самого Святополка №2б (1), повторяя тип современной им византийской печати, имели на лицевой стороне изображение князя, а на другой его патронального святого. Данная печать имеет изображения патрональных святых на обеих сторонах - тип, получивший распространение спустя много лет в первой половине 12 в. Сыновья же Святополка Окаяного не известны.
Более подходит на роль владельца печати Ярослав Ярополкович-Петрович-Гаврилович, сын Ярополка-Петра-Гавриила Изяславовича - Дмитриевича кн. Владимиро-Волынского. По некоторым данным (3) он княжил с 1079 г. в Луцке на Волыне и достоверно известно, что умер в 1102 г. Таким образом, место находки печати сравнительно близко к месту его княжения, что свидетельствует в пользу Ярослава. Так как его христианское имя неизвестно, необходимо полагать, что он был крещен Василием.Сдругой стороны, его отец-Ярополк получил свое второе христианское имя Петр в католическом крещении, в православном - он Гавриил. Сомнительно, чтобы сыновья использовали в отчестве католический вариант имени отца.
В целом вопрос остается открытым, прояснить его могли бы дальнейшие находки подобных печатей, например, в Луцке.


№7 Анонимная княжеская печать нач. 12 в.


Л.с. Поясное изображение св. Кирилла в святительских ризах и свитком в левой руке. По сторонам:
Вокруг ободок.
О.с. Изображение архангела Гавриила в полный рост с жезлом в правой руке и сферой в левой. Справа:
Вокруг точечный ободок.
 Д. 20-23 мм. М.н. Украина, юг Винницкой обл., 2000 г.
Княжеская печать 1-й половины 12 в. типа патрональные святые на обеих сторонах. Среди известных крестильных имен князей 12 в. имя Кирилл принадлежало только Всеволоду-Кириллу Ольговичу-Михайловичу (ум.1146 г.). Однако, данная печать не могла ему принадлежать, т.к. на о.с. помещено изображение, судя по сохранившейся части надписи «РЛО», арх. Гавриила, а не Михаила. Старший сын Всеволода Святослав был крещен Михаилом, а младший Ярослав, Прокопием. Вряд-ли, данная печать могла принадлежать и какому-то, неизвестному нам, сыну Всеволода с именем Гавриил, т.к. в дальнейшем, во 2-й половине 12 в. патрональных святых стали изображать в полный рост, как, например, изображен св. Кирилл на печати его старшего сына Святослава-Михаила, печать №188, (1).


№8 Печать князей Галицких.


Л.с. Изображение св. Иоанна Предтечи в полный рост; правая рука в благославляющем жесте; в левой жезл с крестом. По сторонам:
Вокруг точечный ободок.
О.с. Изображение св. Василия Кесарийского в полный рост. По сторонам:
Вокруг следы точечного ободка.
 Д. 17-18 мм.М.н. Украина, Хмельницкая обл., Дунаевецкий р-н, 2001 г.
Княжеская печать 1-й половины 12в, о чем свидетельствует открытая форма написания буквы «В». Печать типа патрональные святые на обеих сторонах, получившая распространение с начала 12 в.Размеры и изображения на печати практически совпадают с опубликованной в (1) печатью №227. Скорее всего, они оттиснуты одними и теми же матрицами. Видимые небольшие различия в надписи «ВАСИЛИЙ» могут быть объяснены плохой сохранностью печатей. В (1) печать №227 была определена как принадлежащая Игорю - Ивану Васильковичу, кн. Галицкому, 1140-1141 гг. Данная печать найдена на северо-восточных рубежах бывшего Галицкого княжества и вполне может быть отнесена к Игорю - Ивану Васильковичу.


№9 Печать князей Галицких.


Л.с. Изображение св. Иоанна Предтечи в полный рост с крестом в левой руке. Справа:
Фрагмент ободка.
О.с. Изображение св. Василия Кесарийского в полный рост.
По сторонам:
Фрагмент ободка.
 Д. 19-21 мм.М.н. Украина, Хмельницкая обл., Дунаевецкий р-н, 2001 г.
Княжеская печать 1-й половины 12 в., в целом подобная №227, но другого подтипа.



№10 Печать князей Галицких.


Л.с. Изображения св. Иоанна Предтечи в полный рост;правая рука в благославляющем жесте, в левой руке крест и свиток; на свитке буквы. Справа:
Следы ободка.
О.с. Изображение св. Василия Кесарийского в полный рост.
По сторонам:
Следы точечного ободка.
 Д. 22-23 мм.М.н. Украина, Хмельницкая обл., Дунаевецкий р-н, 2001 г.
Вариант печати №227.



№11 Василий Иванович? кн. Галицкий.


Л.с. Изображение св. Василия Кесарийского в полный рост с кодексом в левой руке. Справа:
Фрагмент ободка. Размеры заготовки значительно меньше размера матриц.
О.с. Изображение св. Иоанна Предтечи в полный рост; правая рука в благославляющем жесте. По сторонам:
Левая часть изображения выходит за пределы заготовки.
Фрагмент ободка.
 Д. 23-26 мм.М.н. Украина, Хмельницкая обл., Дунаевецкий р-н, 2001 г.
Княжеская печать 1-й половины 12 в. типа патрональные святые на обеих сторонах. Обращает на себя внимание большие размеры матриц данной печати, на заготовке уместилась только верхняя ее половина. Диаметр ободка по оценке составляет не менее 30мм, что намного больше размеров печатей типа №227. Оформление фигур святых, особенно фиг. св. Иоанна Предтечи (звериная шкура?), отличается, как от печати №227 (1), так и от печатей №8; №9 и №10 данного описания. Другой стиль оформления надписей и надписи другого содержания. Например, слева и справа от фигуры Иоанна Предтечи читается ОАГІ... и IO...- святой Иоанн, тогда как, на печати №227 и однотипных с ней №8-10 слева и справа размещена надпись О ІОА... и ПРОДРОМ — св. Иоанн Предтеча.
По совокупности признаков можно сделать вывод, что данная печать представляет самостоятельный тип, в отличии от печатей №8-10 данного описания, являющимися подтипами печати №227, (1), и могла бы принадлежать какому-то другому, кроме Игоря - Ивана Васильковича, князю, имевшего в имени и отчестве имена Василий и Иван. В пользу такого заключения говорит и факт обилия типов и подтипов печатей, с изображениями патрональных святых Василия и Иоанна Предтечи, обнаруженных в последнее время на западных территориях Украины.
Таким князем, на наш взгляд, мог быть двоюродный брат Игоря - Ивана Васильковича, Владимирко Володарович , кн.Звенигородский, Перемышльский и Галицкий 1104-1152 гг. В (3) полагают, что у его отца - Володаря Ростиславовича, кн.Перемышльского ум.1124 г., было крестильное имя Иван. Этот вывод делается на основе факта захоронения Володаря в им же построеном соборе Иоанна в Перемышле. Крестильное имя Володимирка тоже не известно но, исходя из существовавшей в то время традиции, его вполне могли крестить Василием, как, например, крестили Владимира 1 Святого и Владимира Мономаха. Таким образом, печати №8-11 данного описания, найденные в непосредственной близости к Теребовле, Звенигороду, Галичу могут и должны быть отнесены к Галицким князьям середины 12 в. Игорю - Ивану Васильковичу и Володимирко - Василию? Володарьевичу - Ивановичу.
Необходимо подчеркнуть, что Володимирко был подлинным основателем Галицкого княжества. За его долгое княжение оно достигло расцвета.В результате деятельности Владимирка должно остатся больше печатей, чем от Игоря - Ивана. Скорее всего, что печать №227 с подтипами, известная в нескольких экземплярах принадлежала Володимирко, а единственный экземпляр печати №11 данного описания - Игорю - Ивану.


№12 Анонимная печать начала 12 в.


Л.с. Погрудное изображение св. Василия Кесарийского в святительских ризах с кодексом в левой руке.По сторонам:
Следы ободка.
О.с. Погрудное изображение Богоматери Оранты. По сторонам следы богородичных титл:
Следы ободка.
 Д. 19-21 мм. М.н, Украина, Тернопольская обл., Борщовский р-н, 2000 г.
Относится к известному типу печатей с изображением Богоматери и святого, распространенных в 11- 12 вв. Судя по сохранившимся печатям киевских митрополитов, изображение Богоматери на печатах с 1096 г. становится общецерковной эмблемой. Среди представленных в (1) и (2) печатей, даная печать практически совпадает с №314, №314а и №313. Вместе с данным экземпляром известно 6 экз. печатей типа №313, (1). Кроме них, составителю известно еще о, по крайней мере, 3-4 экз., хранящихся в частных коллекциях. Почти все они происходят из Западной Украины. Это большая группа печатей на фоне сравнительно небольшого общего количества древнерусских печатей-менее ста экз., найденных в Западной Украине. Из них определенно к церковным иерархам относятся только несколько экземпляров печати единственного известного галичского епископа Козмы 1157-1165 гг. Среди отрывочных сведений о владимиро-волынских епископах, епископ по имени Василий упоминается в летописи под 1223 г., когда уже сменился тип, да и сама вислая печать в западной Руси с конца 12 в. вышла из употребления, (1).
Вызывает недоумение, каким образом некий галицко-волынский епископ первой половины 12в Василий, незамеченый летописцем, оставил в результате своей деятельности больше печатей, чем какой-либо другой церковный иерарх Руси того времени, больше, даже, чем какой-либо князь западной Руси 11-12 вв.
Это противоречие устраняется, если предположить, что владельцем данной печати был князь. Им мог бы быть Василько Ростиславович, единственный из князей западной Руси 11 в. с крестильным именем Василий, княживший в Теребовле, недалеко от места находки. Княжить он начал в 1086 г. В то время изображение Богоматери еще не стала знаком принадлежности к церкви. Василько был деятельным и энергичным князем, однако, его печати неизвестны.


№13 Печать церковного иерарха времени княжения Святополка Изяславовича вел. князя Киевского 1093-1113 гг.


Л.с. Погрудное изображение архангела Михаила в бронях с жезлом в правой и сферой в левой руке.
По сторонам:
Вокруг точечный ободок.
О.с. Погрудное изображение Богоматери Знамение.
По сторонам остатки богородичных титл:
Вокруг точечный ободок.
 Д. 23-24 мм. М.н. Украина, Ровенская обл., Корецкий р-н, 1993 г.
Печать рубежа 11-12 в. Относится к типу трудноопределяемых печатей с изображением святого и Богородицы, которая с самого начала 12 в. становится эмблемой принадлежности к церкви. Повторяет тип, уникальной до находки данной печати, печати №319, (1). Поясное изображение архангела Михаила на печатях домонгольского периода известно только на печатях Святополка-Михаила Изяславовича вел. князя Киевского 1093-1113 гг., (1). Исходя из этого, а также стилистической близости поясных изображений архангела Михаила печати №319 и печатей №37 и №74-76 «ДЬНЕСЛОВО», (1), В.Л.Янин отнес печать №319 к времени княжения Святополка Изяславовича, оставив открытым вопрос о ее конкретной принадлежности-княжеской, или церковной. Проблема в том, что переход на повсеместное использование на печатях изображения Богоматери как эмблемы принадлежности к церкви припадает как раз на период киевского княжения Святослава. Впервые изображение Богоматери появилось на печати митрополита Николая 1096-1104 гг.
Необходимо подчеркнуть, что, по словам находчика, данная печать и печать №1 этого описания, были найдены совместно. Это позволяет думать, что в древности они были привешены к одному и тому же документу, выпущенному во время княжения Святополка, так как, печать №1 этого каталога выше была определена принадлежащей Святополку Изяславовичу. Факт совместной находки этих печатей свидетельствует, во-первых, дополнительно в пользу отнесения печати №319 к времени Святополка, и, во-вторых, об их различной принадлежности. Если печать №1 этого каталога по своим признакам заведомо княжеская, то сомнительная по своей принадлежности данная печать типа №319 (1) должна быть церковной, иначе пришлось бы согласиться с тем, что к документам одновременно привешивались печати князя разного типа, к тому же бытовавшие в разное время.


№14 Анонимная печать 11 в.?


Л.с. Погрудное изображение св. Феодора с кодексом в левой руке. По сторонам:
Вокруг точечный ободок.
О.с. Погрудное изображение Богоматери Оранты. По сторонам следы Богородичных титл:
Вокруг точечный ободок.
 Д. 32 мм. М.н. Украина, Ив.-Франковская обл., Городенковский р-н, 1998 г.
Относится к типу печатей с изображением Богоматери и святого. Соответствия среди печатей (1) и (2) не обнаружено. На данной печати св. Феодор изображен по пояс, с кодексом в левой руке, в позе святителя. На аналогичных поясных изображениях печатей в (1) и (2) св. Феодор представлен только с мученическим крестом в правой руке. В то же время там имеется, близкая по стилю оформления фигуры святого в позе святителя, печать №317 с изображением св. Феодосия и Богоматери. В связи с этим вызвало сомнение правильность прочтения имени святого, что возможно, из-за плохой сохранности данной печати. Вследствии низкого качества металла, поверхность печати повреждена коррозией локального характера в виде наростов, часть которых была срезана.
Слева от святого надпись уверенно читается как «ФЕОД». Справа, из-за коррозии, отчетливо видно только букву «О» и еще какую-то букву, похожую на «Р». В любом случае, там нет места для букв «ИОС», необходимых для надписи «ФЕОДОСИОС». Во-вторых, на печатях №317 использован иной тип оформления о.с. -Богоматерь Знамение. В данной печати у Богоматери отсутствует диск на груди с изображение Христа. В-третьих, все пять экземпляров печати №317 (1), (2) имеют одинаковые размеры 22-25 мм. внешний диаметр и 17-18 мм. по точечному ободку. Это намного меньше, чем у данной печати- 32 мм. и 25 мм., соответственно. Таким образом, рассматримаемая печать является самостоятельным типом с изображением св. Феодора на л.с.
Среди церковных иерархов домонгольского времени упоминается епископ Переяславля Феодор. Вполне возможно, что данная печать принадлежала ему.
С другой стороны, по ряду архаичных признаков - большой размер, широкие поля, печать можно отнести к концу 11 века. В это время она могла быть княжеской. Среди князей 11 в.с крестильным именем Феодор известен только один князь, Мстислав-Федор Владимирович 1076-1132 гг. Известны его печати с благопожелательными надписями №117-121, (1), (2). Если предположить, что данная печать использовалась Мстиславом в его раннее Новгородское княжение 1088-1117 гг., то вызывает недоумение, почему она не была найдена в самом Новгороде, где обнаружена подавляющая часть всех древнерусских печатей. Вероятней искать владельца печати среди князей западной Руси 11 в., поблизости от места находки.
Крестильные имена почти всех волынских князей известны. Среди них не было Федоров. Остаются сыновья Ростислава Владимировича 1038-1067 гг.: Рюрик, кн. Перемышльский 1084-1092 гг., Володарь, кн. Звенигородский и Перемышльский 1086-1124 гг. и Василько, кн. Теребовльский 1086-1124 гг. Никто из названных князей не был Федором, крестильное имя Рюрика неизвестно. В качестве гипотезы можно предложить, что имено Рюрик Ростиславович кн. Перемышльский был владельцем данной печати. По крайней мере, он единственный из князей западной Руси 11 в. мог называться в крещении Федором.


№15 Анонимная печать 12 в.


Л.с. Погрудное изображение св. Климента. По сторонам:
О.с. Погрудное изображение Богоматери Знамение.
Вокруг следы ободка.
 Д. 18-19 мм.М.н. Украина, Хмельницкая обл., Изяславский р-н, 2001 г.
Относится к типу печатей с изображением Богоматери и святого. Печать церковного иерарха 12 в. Не имеет соответствия среди печатей, (1) и (2). Из летописи известен Клим Смолятич, первый не-грек, поставленный Киевским митрополитом в 1147 г. Данная печать не митрополичья, но вполне могла бы служить Климу Смолятичу до его избрания митрополитом.


№16 Анонимная печать начала 12 в.


Л.с. Погрудное изображение Богоматери Оранты. По сторонам богородничные титлы:
Фрагмент точечного ободка.
О.с. Погрудное изображение Богоматери Оранты. По сторонам следы богородичных титл:
 Д. 18 мм.М.н. Украина, Винницкая обл., Могилев-Подольский р-н, 2003 г.
Принадлежит к типу распространенных с 11 в. в основном анонимных печатей с изображением Богоматери и святого, который мог выступать покровителем имени владельца печати. Изображения Богоматери на обеих сторонах печати отличаются небольшими деталями, т.е. они были оттиснуты разными матрицами. Имеет канал для шнурка, несомненно, печать привешивалась к документу. Соответствия в (1) и (2) не имеет.
Уникальная в своем роде печать с одинаковыми изображениями Богоматери на обеих сторонах. По своим признакам печать относится к 12 в., когда изображение Богоматери на печати стало знаком принадлежности к церкви. По аналогии с византийскими печатями Марии Комниной, с изображением Богоматери и благопожелательной надписью, можно предположить, что и в данной печати одно из изображений Богоматери связано с именем Мария женской особы. Если согласиться с вышеизложеными предположениями, то данная печать могла бы принадлежать настоятельнице монастыря по имени Мария.


№17 Анонимная печать 12 в.


Л.с. Погрудное изображение святого.
О.с. Погрудное изображение Богоматери Оранты.
 Д. 15-18 мм. М.н. Украина, Черновицкая обл., 2002 г.
Печать первой половины 12 в. типа Богоматерь и святой. Вследствии плохой сохранности, надписи не читаются. Имеется определенное сходство с печатью №12 данного описания, с изображением св. Василия и Богоматери.


№18 Печать-пломба с княжеской тамгой.


Л.с. Знак:
Фрагмент точечного ободка
О.с. Знак-буква «П»
Фрагмент точечного ободка
 Д. 14-16 мм. М.н. Украина, Львовская обл., 1995 г.
Печать-пломба дорогочинского типа с изображением княжеской тамги. Имеется канал для шнура. Толщина печати 2 мм. На л.с. княжеский знак, двузубец прямоугольных очертаний с перекладиной на правом зубце в виде креста. На о.с. инициал – буква «П», возможно, греческая.


№19 Печать-пломба с княжеской тамгой.


Л.с. Знак.
Следы ободка.
О.с. Знак.
Вокруг точечный ободок.
 Д. 9х14 мм. М.н. Украина, , Хмельницкая обл., Дунаевецкий р-н, 2002 г.
Печать-пломба дорогочинского типа с изображением княжеской тамги. Имеет канал для шнура. Заготовка печати вырезалась из листа режущим инструментом. Толщина печати 2 мм.
На л.с. изображение княжеского знака двузубца? на ножке с основанием. На обратной стороне - равноконечный крест.
Группа печатей-пломб дорогочинского типа, №19-22 данного описания, были найдены вблизи места, где ранее были найдены печати Галицких князей, №8-11 данного описания. На трех из них присутствует схожее изображение двузубца с ножкой и основанием, что указывает на некую общность их происхождения.


№20 Печать-пломба с княжеской тамгой.


Л.с. Знак.
О.с. Знак.
 Д. 14 мм. М.н. Украина, Хмельницкая обл., Дунаевецкий р-н, 2002 г.
Печать-пломба дорогочинского типа с изображением княжеской тамги. Имеет канал для шнура. Толщина печати 2 мм.На обеих сторонах варианты двузубцев на ножках с основаниями.


№21 Печать-пломба с княжеской тамгой.


Л.с. Знак:
О.с. Знак.
 Д. 11х14 мм. М.н. Украина, Хмельницкая обл., Дунаевецкий р-н, 2002 г.
Печать с изображением княжеской тамги. Имеет канал для шнура. Заготовка печати вырезалась из листа режущим инструментом. Толщина печати 2 мм.
На л.с. изображение княжеского знака двузубца на ножке с основанием, такой, как на печати №20 данного описания.На о.с. перечеркнутый ромб.


№22 Печать-пломба с княжеской тамгой.


Л.с. Знак.
О.с. Без изображения.
 Д. 9х12 мм. М.н. Украина, Хмельницкая обл., Дунаевецкий р-н, 2000 г.
Печать-пломба дорогочинского типа с изображением княжеской тамги. Не имеет канала для шнура. Заготовка печати вырезалась из листа режущим инструментом. Толщина печати 2 мм.


ЛИТЕРАТУРА

(1) В.Л.Янин “Актовые печати древней Руси 10-15 вв.” т.1-2, Москва.1970 г.;
В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков” Актовые печати…” т.3, Москва. 1998 г.
(2) В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков “Древнерусские вислые печати, зарегистрированные в 1997-2001 гг.” http://russianchange.narod.ru/
(3) Л.Войтович “Князівські династії східної Європи.” Львів, 2000р. http://litopys.narod.ru/dynasty/dyn.htm



НАЗАД


автор   Р.В. Саввов  
Copyright ©2004, Р.В. Саввов,
Все права защищены. Перепечатка без согласия автора запрещена.

Copyright ©2004, Savvov R.V., All Rights Reserved Worldwide

Webmaster Mole Man
http://russianchange.narod.ru




Спонсор страницы:
Hosted by uCoz